Кузьминки сегодня
  Схема парка
  Усадьба Кузьминки
  Конный двор
  Снежное королевство Мультиград
  Спорт в Кузьминках
  Музей меда
  Экоцентр
  Музей индустриальной культуры
  Фестиваль цветников
  Резиденция Деда Мороза
  Природа
  Памятники
  Отзывы и рассказы
История Кузьминок
  Дореволюционный период
  Кузьминки после 1917 г.
  Новейшая история
  Метро, недвижимость, район
Усадьба Кузьминки
  Усадьба Кузьминки
  Церковь
  Слободка
  Египетский павильон
  Парадный двор
  Скотный двор
  Померанцевая оранжерея
  Больница
  Львиная пристань
  Пропилеи
  Гроты
  Дом на плотине
  Музыкальный павильон
  Конный двор
  Ванный домик
  Кузьминские пруды
  Английский парк
  Французский парк

 

Отзывы и рассказы

В данном разделе мы публикуем рассказы, очерки , зарисовки и просто интересные факты о районе Кузьминки

 

Дмитрий Анохин

Вечерняя Москва №59 (24837), 07.04.2008


В Кузьминках готовы к открытию сразу несколько возвращенных из небытия архитектурных шедевров

В Кузьминках готовы к открытию сразу несколько возвращенных из небытия архитектурных шедевров позапрошлого века. Буквально на наших глазах старинное имение Строгановых-Голицыных – замечательный памятник русской усадебной культуры, уже давно оказавшийся в черте Москвы, – собирается воедино из доселе разрозненных, а то и разрушенных кусочков. И уже ближайшим летом москвичи и гости нашего города, давно не бывавшие в этом замечательном зеленом уголке столицы, рискуют его просто-напросто не узнать.

Главный объект, где реставраторы наводят сейчас последний лоск, – изящный Птичник, сооруженный Иваном Еготовым 202 года назад. Этому невероятно легкому, несмотря на строго соблюденные классические архитектурные каноны, павильону выпала непростая судьба. Построить на левом берегу запруженной речки Голедянки на месте старого Птичьего двора небольшой парковый корпус для павлинов, цесарок, индеек и других диковинных птиц Еготову поручил еще в 1802 году Михаил Голицын. За четыре года Иван Васильевич поставил рядом с усадебной мельницей компактный трапециевидный объем, фланкированный широкими симметричными галереями-крыльями. В центральном домике, вероятно, жил смотритель, а в «рукавах», затянутых с обеих сторон крупноячеистой сеткой, размещались вольеры для пернатых.

Неведомо по какой причине, но уже 14 лет спустя постройка обветшала. И наследник Михаила – Сергей Голицын заказал преемнику Еготова – не менее знаменитому зодчему Доменико Жилярди перекроить Птичник в Кузницу.

– Думаю, это произошло не случайно: поблизости располагался Конный двор, и конюхам постоянно требовались новые подковы, – размышляет главный архитектор проектов Центральных научно-реставрационных и проектных мастерских Министерства культуры РФ Елена Воронцова, руководящая воссозданием Кузьминок. – Жилярди серьезно исказил облик еготовского творения: исчезли вольеры, фасады вместе с оконными проемами были заделаны глухой кладкой, внутри появился кузнечный горн с массивными кирпичными сводами…

Не везло Птичнику-Кузнице и в ХХ столетии. Еще в 2100-е годы этот павильон, обезображенный уродливыми пристройками, занимали семьи сотрудников Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии (ВИЭВ). И в недалеком прошлом реставраторам он достался в виде руины, терявшейся в зарослях сорных кустарников.

– Научно-методический совет Москомнаследия, изучив состояние постройки, решил восстанавливать ее в виде еготовского Птичника, – продолжает Елена Аркадьевна. – Но это легко сказать! Ведь как выглядели отдельные элементы архитектурного памятника, можно было лишь гадать. Начались кропотливые исследования – и археологические, и архивные.

В результате раскопок на месте Кузницы обнаружились белокаменные кольца колонн, составлявших галереи. По крохотным фрагментам капители пришлось кропотливо восстанавливать причудливый узор коринфского ордера. По кусочкам внешней отделки, расчищенным от позднейших наслоений, «вычислили» звонкий ярко-розовый колер декоративного кирпича. И даже люблинская работа Ивана Еготова – знаменитый дворец Дурасова, о реставрации которого в свое время подробно рассказывала «Вечерка» – «поработала» на Птичник: ее элементы послужили прообразом некоторых конструктивных решений. Наконец, использовали проектировщики и совсем уж нетрадиционные методические приемы.

– Известна гравюра художника Рауха: панорама Кузьминок с противоположного берега пруда, – рассказывает Воронцова. – По идее, на ней не должно быть ничего относящегося к Птичнику. Но как-то, внимательно рассматривая фрагмент этой работы, я обратила внимание на стройную колоннаду, под которой прослеживались арки полукруглых сводов. Восстановив координаты этого места, я чуть не обомлела: это же цоколь галерей Птичника!

Круглые сводчатые арки, поддерживающие галереи, теперь заняли свое законное место. А живописец Раух оказал потомкам поистине неоценимую услугу: цоколи идеально нивелируют холмистый рельеф местности. Сейчас Птичник снаружи уже готов, а внутри завершаются отделочные работы. С приходом тепла здесь откроется кафе, куда перебазируются нынче разбросанные по прилегающему «пятачку» общепитовские палатки. Второй шедевр, также полностью готовый к эксплуатации и уже переданный Музею истории Москвы, стоит на противоположном берегу Голедянки. Это – господская мыльня, так называемый Ванный домик, сгоревший 13 лет назад и с тех пор стоявший бесхозной развалюхой. Начиная его реставрацию пару лет назад, в северо-западном углу фундамента архитекторы совершенно случайно наткнулись на вертикальный белокаменный колодец, уходивший куда-то вниз…

– Так мы неожиданно соприкоснулись с элементом бытовой культуры тех далеких лет, – говорит Елена Воронцова. – В самом деле: зачем же носить воду для господской бани за многие сотни метров, если можно оборудовать автономный источник прямо на месте!

Сейчас деревянный сруб Ванного домика полностью восстановлен. Причем сделано это со строжайшим соблюдением строительных технологий двухсотлетней давности, предполагающих сложную многослойную начинку наружных стен из досок, войлока, дранки, отделочной штукатурки. Завершена реставрация не только исторического колодца с соседней ванной комнатой, но и столовой, и кабинета… Что и говорить, с душевным трепетом относились Голицыны к омовению телес! Впрочем, этой прекрасной парой список архитектурных подарков, которые готовы преподнести нам в Кузьминках реставраторы, отнюдь не исчерпывается. Близится к финишу восстановление двух пристаней на Верхнем пруду. Та, что на южном берегу, называется «У Пропилей», напротив разместилась «Львиная». Завершается, кроме того, отделка пары флигелей господского дома. Здесь восстановлена потрясающе цельная планировка парадной и «черной», предназначенной для челяди, частей. Владели Кузьминками состоятельные господа, и теперь благодаря их обстоятельному подходу к жизни мы имеем возможность насладиться на редкость богатой системой внутренних проходов, соединяющей в себе и круговую анфиладу, и срединный коридор по осевой линии. Уже решено, что в одном флигеле по туристической программе «Венок русских усадеб» разместится Театр вин Голицыных, а второй отдадут под экспоцентр Музея истории Москвы.

И только главный господский дом продолжает чернеть посреди этого великолепия унылым инородным телом. Этот плацдарм из последних сил удерживает администрация ВИЭВ, чьи основные подразделения уже давно переехали в новые здания. Видно, и ветеринарам-экспериментаторам не чужда тяга к прекрасному…

 

 
kuzminky@inbox.ru ; yasoft@inbox.ru