Кузьминки сегодня
  Схема парка
  Усадьба Кузьминки
  Конный двор
  Снежное королевство Мультиград
  Спорт в Кузьминках
  Музей меда
  Экоцентр
  Музей индустриальной культуры
  Фестиваль цветников
  Резиденция Деда Мороза
  Природа
  Памятники
  Отзывы и рассказы
История Кузьминок
  Дореволюционный период
  Кузьминки после 1917 г.
  Новейшая история
  Метро, недвижимость, район
Усадьба Кузьминки
  Усадьба Кузьминки
  Церковь
  Слободка
  Египетский павильон
  Парадный двор
  Скотный двор
  Померанцевая оранжерея
  Больница
  Львиная пристань
  Пропилеи
  Гроты
  Дом на плотине
  Музыкальный павильон
  Конный двор
  Ванный домик
  Кузьминские пруды
  Английский парк
  Французский парк

 

Парадный двор

Парадный двор усадьбы «Кузьминки» включает следующие сооружения:

  • Господский дом (построен на месте сгоревшего в 1927—1931 гг.).
  • Западный флигель (1814—1815 гг.), воссозданный в 1953 г.
  • Восточный флигель (1814—1815 гг.)
  • Въездной мост с фонарями-канделябрами (1811—1812, 1833—1838 гг.) и ворота Парадного двора (2-я пол. XIX в)
  • Ограда Парадного двора (1811—1812, 1815 гг.), перестроена в 1833—1838 гг.
  • Кухня (Египетский павильон), 1812—1814 гг.

В 1804—1808 гг. архитектор И.В. Еготов спроектировал территорию Парадного двора. Он был отделен от остальной части усадьбы кирпичной стеной и рвом, который раньше был наполнен водой. На чугунной ограде лежат мордой во двор чугунные «египетские» львы, которые как бы охраняют Парадный двор со всех сторон. Эти фигуры были выполнены по проекту скульптора Кампиони. С 1795 года он жил и работал в Москве. Исполнял преимущественно орнаментальные работы, оформлял дворец Павла I в Гатчине, фасад и Господского дома и интерьеры Большого Кремлевского дворца. В «Кузьминках» Кампиони, кроме фигур львов, создал и скульптуру двуглавого орла для обелиска в честь Петра I.

Кованые чугунные ворота появились в конце XIX – начале XX века, когда Кузьминки превратились в дачное место (видимо, для того, чтобы отгородить княжеское семейство от праздной дачной публики). При Голицыных же проезд был открытым. Через мостик, украшенный по четырем углам чугунными торшерами с грифонами можно было попасть к Главному дому. Вообще оформление парадного входа было типично для того времени: на торшерах располагаются чугунные плошки с фонарями. Фонари появились не так давно, а раньше в этих плошках в дни праздников зажигались факелы. Они освещали и въезд на Парадный двор, и сам двор, и площадь перед церковью. Напротив въезда — главный дом-дворец, по бокам которого расположены флигели. Сюда приезжали гости, здесь жил владелец имения. Поэтому на Парадном дворе никогда не высаживались деревья, а только цветы и низкий кустарник — все здания должны были хорошо просматриваться.

Слева от Парадного двора находится хозяйственная часть усадьбы — так называемая «Слободка». Там расположен Скотный двор, или, по-другому, Молочная ферма. Если провести основную ось усадьбы от Чугунных ворот, то она пройдет по въездной Липовой аллее через мост с грифонами, центр Парадного двора, вестибюль, цветник, Львиную пристань и пристань на том берегу и закончится Пропилеями.

Рядом с левым флигелем, чуть вглубь от ограды, расположен Египетский павильон, или Кухонный флигель. Впервые здание кухни в Кузьминках упоминается в 1789 г. В 1813 году оно было перестроено и приняло нынешний вид. Постройка является редким образцом ампира, в архитектуре которого использованы мотивы древнеегипетского зодчества — одним из стилеобразующих направлений классицизма начала XIX в. Гладкие, скошенные стены и суживающиеся кверху оконные проемы придают зданию непривычный для глаза вид и действительно напоминают памятники древнего Египта. Египетская тематика усиливается двумя пальмообразными колоннами портика. Он завершается классическим фронтоном, на котором изображена голова сфинкса, поддерживаемого крылатыми женскими фигурами. Также в оформлении здания использовались маскароны с «египетской» тематикой.

Подвалы в цокольной части здания использовались как погреба для хранения продуктов.

На первом этаже располагались собственно кухонные помещения, в которых готовили еду. Второй этаж занимали комнаты «кухмистров» — княжеских поваров. В 1839 г. кухня была соединена с Господским домом «галереей для цветов» — коридором, по которому готовая еда доставлялась в столовую. Авторство проекта кухни до конца не выяснено. Возможно, идея проекта принадлежит А.Н.Воронихину. Однако известно, что завершал строительство здания Д.И. Жилярди.

 



kuzminky@inbox.ru ; yasoft@inbox.ru